Заволжские старцы

Заволжские старцы
– иноки Кирилло-Белозерского, Феропонтового и др. монаст., расположенных в местности между Белым и Кубенским озерами. Название по лучили от того, что местность по направлению от Москвы находилась за Волгой и носила название Заволжья. З. старцы являются выразителями особого церковного направления, требовавшего неукоснительного проведения в жизнь евангельских принципов. Это направление подробно изложено у Нила Сорского, монаха-мыслителя, который около себя образовал группу последователей и учеников, продолжавших его дело. Из них особенно заметны – инок Вассиан Патрикеев, старец Герман, Гурий Тушин, еп. рязанский Кассиан, троицк. игумен Порфирий и др., действовавшие преимущественно в XVI ст. З. старцы являлись проповедниками христианской любви и терпимости к отпавшим от православной церкви, противниками насилий в деле веры. Они стояли за отделение церкви от государства и невмешательство духовенства в светские дела, а гражданских властей – в дела церковные. Поэтому они несочувственно относились к усилению в их время великокняжеской власти в ущерб власти духовной. От духовенства и монашества в особенности они требовали истинного служения Христу и забвения материальных интересов. По двум важным вопросам церковной жизни XVI в. пришлось им отстаивать свои взгляды и проводить их в жизнь, это по вопросу об отношении к ереси жидовствующих и относительно вотчиновладения монастырей. Деятельным врагом ереси жидовствующих и проповедником суровых мер по отношению к ним был, как известно, Иосиф Волоцкий, который был сторонником заточения и смертных казней для них (см. Жидовствующие). З. старцы, наоборот, считали, что по отношению к заблудшимся прежде всего и преимущественно должны быть применены меры кротости и увещания и только в крайнем и последнем случае, если еретики останутся непреклонными в своем заблуждении, подвергнуть их заточению. Но и последнюю меру они считали необходимой лишь тогда, когда еретики проповедью своего лжеучения соблазняли народ. Если же пропаганда ереси не имела места, то какие-либо насильственные меры относительно еретиков З. ст. считали лишними. Борьба двух направлений, которые были представлены, с одной стороны, сторонниками Иосифа Волоцкого, а с другой – З. старцами, была очень упорна, но в конце концов окончилась победой первых, так что великий князь Василий Иванович велел всех еретиков жидовствующих, освобожденных его отцом, вновь заключить в темницу на всю жизнь. Что касается вотчиновладения монастырей, представлявшего в то время крупное зло монашеской жизни, то З. ст. полагали, что цель монашеской жизни прежде всего состоит в нравственном совершенствованы, а забота о материальных средствах менее всего совместима с идеей монашеского служения. Монахи же, забыв свое призвание, стараются захватить как можно больше сел и деревень в свое владение. Единственное спасение для поднятия нравственного авторитета монашества – это отобрание у монастырей вотчин, которые, по выражению Нила Сорского, являются для монастырей "ядом смертным". Так как поднятый З. старцами вопрос касался очень большого вопроса жизни не только черного, но и белого духовенства, то понятно, что он произвел большое волнение среди того и другого, и против З. старцев ополчилась большая партия во главе с Иосифом Волоцким. В возгоревшейся полемике между представителями белого и черного духовенства и З. старцами особенно выделился со стороны старцев Вассиан Патрикеев, написавший в защиту проповедуемого ими взгляда два слова с предисловием. В своей полемике он не поколебался отнестись критически к тем святоотеческим произведениям, в которых содержатся мнения, благоприятные для вотчиновладения, и которыми защитники вотчиновладения пользовались для доказательства справедливости своего взгляда. Такие положения, заимствованные Иосифом Волоцким из святоотеческой литературы, которые оправдывали монастырское вотчиновладение, он открыто называл "человеческим преданием и языческим обычаем, ими же имя Божие хулимо есть".

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Заволжские старцы" в других словарях:

  • ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ — см. Нестяжатели …   Большой Энциклопедический словарь

  • Заволжские старцы — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Заволжские старцы  иноки Белозерских и Вологодских монастырей, не соединённые никакой внешней связью. В конце XV и начале …   Википедия

  • ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ — (нестяжатели), монахи Кирилло Белозерского, Ферапонтова и других монастырей, расположенных в местности между Белым и Кубенским озерами. Название получили от того, что местность по направлению от Москвы находилась за Волгой и носила название… …   Русская история

  • Заволжские старцы — иноки Белозерских и Вологодских м рей, не соединенные никакой внешней связью. В конце XV и начале XVI в. они становятся известными, как отдельная партия, по своим гуманным воззрениям, образованности и критицизму, резко проявившимися в борьбе с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Заволжские старцы — («Заволжские старцы»,)         монахи противники церковного землевладения в России конца 15 начала 16 вв. См. Нестяжатели …   Большая советская энциклопедия

  • "ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ" — см. Нестяжатели …   Советская историческая энциклопедия

  • заволжские старцы — см. Нестяжатели …   Энциклопедический словарь

  • ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ — см. Нестяжательство …   Атеистический словарь

  • ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ — см. ст. Нестяжатели …   Православная энциклопедия

  • Нил Сорский — (ок. 1433 – 7 V 1508) – организатор скита на р. Соре в Белозерском крае, автор посланий, Предания и Устава, завещания, молитвы, редактор и переписчик книг. Главными источниками сравнительно небогатых сведений о нем являются, во первых, его… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»